Электромонтер оперативно-выездной бригады

ДОСЬЕ

Электромонтер оперативно-выездной бригады (ОВБ) – ликвидирует повреждения в распределительных сетях до 0,4 кВ, оперативно обслуживает оборудование подстанций 35 кВ, проводит режимные и аварийные переключения, подготовку рабочих мест, выполняет небольшие по объему работы по переключению отпаек на силовых трансформаторах без напряжения.

Один день из жизни электромонтера ОВБ

Как проходит обычный день электромонтера ОВБ – выяснил «Энергетик Петербурга» в Центральном РЭС филиала ОАО «Ленэнерго» «Гатчинские электрические сети». 09:00, оперативно-выездная бригада: Валерий Гаврик, электромонтер ОВБ, Сергей Филиппов, водитель ОВБ, Сергей Ибрагим, начальник диспетчерской службы. Задания получены, смена принята, спецодежда и оборудования тщательно проверены и подготовлены к работе.  

Перед выездом на объект – инструктаж по правилам безопасности. В программе дня – плановые мероприятия: выполнение оперативных переключений на подстанциях 35-110 кВ, подготовка рабочих мест, допуски к ремонтным работам.

Первая подстанция – «Тайцы», 15 минут от центральной базы. Не зная местности, вряд ли найдешь – объект в лесу. Перед началом действий – доклад диспетчеру Центрального РЭС. Валерий Гаврик, электромонтер ОВБ, доложил о прибытии на место. После ряда указаний, через 8 минут работы для вывода выключателя в ремонт выполнены. «Линия «Гатчинская 4-я» отключена», – доложил по мобильному телефону электромонтер ОВБ диспетчеру.

Куда ехать дальше и какой объект приоритетнее – решает диспетчер района. Подстанция «Пламя» – повторный допуск подрядчиков к работе. Снова в автомобиль УАЗ, в дороге – больше 30 минут, так как подстанция «Тайцы» находится на севере Гатчинского района, а «Пламя» на юге. Что делает электромонтер ОВБ в это время? изучает схему подстанции, на которую едет, и уже мысленно представляет, что ждет его на месте.

10:30 – доклад диспетчеру: «Мы на месте. Подстанция «Пламя». Тоже находится в лесу. К ней ведет лесная дорога, выложенная булыжниками еще во времена императоров, для проведения царской охоты. При повторном допуске электромонтер ОВБ должен проверить еще раз – отгорожено ли рабочее место, сколько сотрудников подрядной организации будет работать на объекте, есть ли у них удостоверения электромонтера и подтверждена ли группа электробезопасности. Проверив все это, электромонтер ОВБ по наряду-допуску разрешает работы, сообщая об этом диспетчеру района. Электромонтер ОВБ должен внимательно все это проконтролировать. «Не важно, что было до тебя, ты приезжаешь всегда как в первый раз», – прокомментировал Валерий Гаврик.

Минут через 15 все процедуры завершены и бригада выезжает на 3-ю подстанцию – №225. Здесь нужно подготовить рабочее место для ремонтных работ, допустить бригаду релейщиков. Снова в пути. За одну смену бригада может побывать в разных частях Гатчинского района: с севера на юг, с юга в центр, из центра – на границу с Лужским районом. Территория большая, иногда для оперативности не хватает сигнальной лампы, чтобы машине уступали дорогу. Но водитель ОВБ Сергей Филипов знает все лесные дороги, по которым можно быстрее добраться в хорошую погоду, как объехать пробки, создаваемые дачниками в пятницу и в воскресенье.

На подстанции №225 электромонтер ОВБ Валерий Гаврик по наряду-допуску  изучил  планы предстоящих  работ по проверке релейной защиты выключателя. После доклада диспетчеру вывел оборудование в ремонт и вместе с водителем Сергеем Филипповым выгородил место под работу. «Подготовить место для работы надо так, чтобы допуск у ремонтников был только к тому оборудованию, которое они собираются чинить. На ограждающих лентах мы обязательно вывешиваем плакаты «Стой! Напряжение», – отметил электромонтер ОВБ Валерий Гаврик.

Когда все подготовлено к ремонтным работам, электромонтер ОВБ проводит допуск бригады релейщиков – все записывается на диктофон. Записи хранят в общей базе, и в любой момент руководители могут их прослушать. Кроме устного допуска и проверки всех документов, необходимо указать рабочее место, показать, что оборудование находится не под напряжением, ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у допускающейся бригады. Когда все решено, вопросов нет, наряд-допуск подписывают с двух сторон – ремонтники приступают к работе. Электромонтер ОВБ отчитывается диспетчеру и получает новое задание.

Следующая подстанция – №142, на границе с Лужским районом. Там тоже необходим ремонт, поэтому сначала – вывести оборудование в ремонт, затем ввести в эксплуатацию после ремонта. Работы плановые, стандартные, но все они занимают много времени, тут главное – четкое и правильное выполнение.

Блиц-интервью

Валерий Гаврик, электромонтер оперативно-выездной бригады 5 разряда филиала ОАО «Ленэнерго» «Гатчинские электрические сети». За 4 года работы в ОАО «Ленэнерго» он побывал на всех 28 подстанциях Гатчинского района.

ЭП: Чем Вас привлекает ваша профессия?

ВГ: Элементом непредсказуемости. Когда едешь на аварийный вызов, то не можешь точно знать, что тебя ожидает на месте, какая проблема. Даже когда заступаешь на смену и в плане только плановые работы, все равно день может круто измениться. Эта работа по мне. У каждого человека свой менталитет. В нашей работе главное – четко выполнять все задания, но элемент творчества все же присутствует. Приезжая на место, ты должен оценить ситуацию и доложить диспетчеру. Дальше работать по его указаниям. Но момент в том, что оценить ситуацию нужно грамотно, затем доступно описать ее диспетчеру, выполнять работу не бездумно, а понимая, что ты делаешь. Хоть решения принимает диспетчер, но все переключения делает электромонтер ОВБ.

ЭП: Какими качествами должен обладать электромонтер оперативно-выездной бригады?

ВГ: Уметь работать в команде, четко выполнять поставленные задачи, уметь оперативно принимать решения, подходить к работе творчески, но без самодеятельности. Обязательно знать и соблюдать правила по охране труда и техники безопасности.

ЭП: Много ли молодежи в оперативной службе?

ВГ: К сожалению, нет. Из 15 человек в нашей службе всего 3 человека до сорока лет, а остальные уже за 50. Сейчас больше идут в менеджеры. Думаю, для того чтобы привлечь молодежь в рабочие профессии, нужно проводить пропаганду – доносить до людей, как престижно работать в энергетике, на личных примерах показывать плюсы работы в профессии, улучшать материальную сторону.

Мнения:

Александр Карнаухов, начальник Диспетчерской службы ОАО «Ленэнерго»:

Большую часть подстанций ОАО «Ленэнерго» обслуживают электромонтеры оперативно-выездных бригад. Любой диспетчер понимает, что без помощи электромонтера ОВБ невозможно провести ни одно переключение. Каким бы ни был уровень телемеханизации в сетях, работа «в поле» все равно останется, ведь большинство переключений можно провести только вручную. И конечно, для любого диспетчера важно, чтобы на месте был грамотный, высококвалифицированный специалист, готовый правильно оценить и быстро проанализировать ситуацию и четко выполнить команды диспетчера. Можно сказать, что взаимодействие между диспетчером и электромонтером ОВБ лежат в основе системы оперативно-технологического управления электрическими сетями.

Николай Углев, заместитель главного инженера по эксплуатации филиала ОАО «Ленэнерго» «Кабельная сеть»:

Оперативно-выездные бригады – скорая помощь для электрических сетей. Их работа не прекращается никогда. Все подчинено жесткому плану: время в пути, оценка ситуации, производство работ, отчет диспетчеру. Это только кажется, что работа у диспетчера сложнее. На самом деле, чтобы качественно выполнять работу электромонтера оперативно-выездной бригады нужно знать не намного меньше диспетчера, плюс толстую книгу специфических правил, инструкций, распоряжений и так далее.

Сергей Аксенов, заместитель главного инженера по производственной безопасности и  производственному контролю – начальник департамента ОАО «Ленэнерго»

Работа специалистов оперативно-выездных бригад связана с повышенным риском. Именно они – те немногие сотрудники ОАО «Ленэнерго», которые сталкиваются с оборудованием, работающим под напряжением каждый день. Застегнуть воротничок, не забыть надеть подшлемник и опустить защитный экран во время работы в электроустановках – это разумные требования безопасности, соблюдать которые в интересах каждого сотрудника.

       

Единый телефонный номер ПАО «Ленэнерго» 8-800-700-14-71
Нет 18 лет Есть 18 лет