Диспетчерское подключение

Диспетчер – одна из самых ответственных профессий в энергетике. Как научиться принимать правильные решения за доли секунды, зачем диспетчеру опыт работы «в поле» и почему вспыльчивым людям не место в этой профессии - секретами мастерства с «Энергетиком Петербурга» поделились диспетчеры филиала ОАО «Ленэнерго» «Новоладожские электрические сети».

Каждый день диспетчер знакомится с работами, которые ведутся на линиях, подстанциях и трансформаторах, изучает плановые и аварийные заявки. Схема электрических сетей в этом случае – незаменимый инструмент.

На линии с диспетчером «Ленэнерго»

СТАТИСТИКА

ДОСЬЕ

Диспетчер управляет всеми техническими процессами на подстанциях, режимами работы сети, обеспечивает безаварийную работу оборудования, бесперебойное электроснабжение потребителей при экономичной работе электрических сетей, организует выезд оперативных бригад на подстанции для вывода оборудования в ремонт и ввода его в работу.

«Энергетик Петербурга» побывал в филиале ОАО «Ленэнерго» «Новоладожские электрические сети» и узнал, как действуют диспетчеры во время ремонтных и аварийно-восстановительных работ. О нюансах профессии рассказали Алексей Тебряев, диспетчер филиала, и Александр Русанов, диспетчер Волховского РЭС.

В диспетчерской Новой Ладоги с самого утра разрываются телефоны – звонят мастера участков, диспетчеры Волховского и Подпорожского РЭС. Повреждена линия 110 кВ, отключилась Подпорожская-2, а затем и линии Потанинская-1, Потанинская-2, вышли из строя 8 подстанций, из-за чего у большинства потребителей пропало электричество – такова легенда общесетевой противоаварийной тренировки, которая проводится раз в год в связи с подготовкой к осенне-зимнему периоду. Диспетчер в этом случае должен действовать очень быстро: принять верное решение, оповестить главного инженера и Центр управления сетями (ЦУС), о том, что линия отключена, дать команду оперативно-выездной бригаде (ОВБ) отправиться на объект для переключения. По итогам тренировки участники получают замечания от начальника диспетчерской службы: могли выбрать другую схему переключений и, тем самым, сократить время устранения проблемы. «Когда происходит технологическое нарушение, диспетчер должен быстро выделить, а затем устранить аварийный участок. И тут он отвечает за каждое принятое решение. На это дается нескольких секунд, но если диспетчер ошибся, он будет в течение двух-трех месяцев отрабатывать ситуацию, чтобы впредь не допустить сбоя», – рассказал Алексей Тебряев.

07:45-19:45 – стандартный рабочий день диспетчера филиала. Вечером и утром диспетчеры меняются,  принимают смену у своих коллег, оперативно-выездных бригад и дежурных по подстанциям, знакомятся со всеми отклонениями от нормальной схемы электросетей, с работами, которые ведутся на линиях, подстанциях, трансформаторах, изучают плановые и аварийные заявки на предстоящий день. Все аварийные и находящиеся в ремонте участки обозначаются на экране со схемой сетей – видеостене, также обо всех отклонениях по телефону обязаны доложить диспетчеры районов. «В течение рабочего дня диспетчер согласно заявкам выводит оборудование в ремонт. Но сами мы тут ничего сделать не можем – в лучшем случае, отключить выключатель на некоторых подстанциях по телеуправлению. Поэтому организуем выезд персонала на подстанции для переключений», – отметил Алексей Тебряев.

В отличие от диспетчера филиала специалисту, ответственному за район электрических сетей, приходится общаться не только с подчиненным ему оперативным персоналом, но и с потребителями электроэнергии. Как рассказал диспетчер Волховского РЭС Александр Русанов, во время ремонтных работ и в случае технологических нарушений его телефон не умолкает ни на минуту. И тут приходится быть особенно деликатным – четко выполнять свою работу и информировать потребителей на другом конце провода. 

По роду своей профессии диспетчер должен быть не только психологически устойчивым человеком, но и прекрасно разбираться в оборудовании на подстанциях. Человеку с высшим образованием, чтобы претендовать на должность диспетчера, нужно отработать в распределительно-сетевой компании три года, без высшего образования – пять лет. Чаще всего в эту профессию идут опытные электромонтеры, успевшие поработать «в поле». Для них разработан курс обучения, после которого они сдают экзамены и получают необходимые права. Около 70% диспетчеров филиала ОАО «Ленэнерго» «Новоладожские электрические сети» работали электромонтерами, в их числе и главный инженер филиала Юрий Ковальчук. 25 лет назад с этой должности начал карьеру, затем стал мастером линейного участка, начальником высоковольтного Волховского района и всегда активно взаимодействовал с диспетчерами. Он по опыту знает, насколько важно взаимопонимание в связке «диспетчер-электромонтер»: командная работа, доверие и взаимовыручка – непременное условие для быстрой ликвидации технологического нарушения. Когда из населенного пункта поступает звонок об отключении электричества, диспетчер, первым делом, проверяет подстанцию на схеме. Если напряжение есть, в деревню отправится ОВБ, которая даст диспетчеру дополнительную информацию с места событий.

Работа у диспетчеров очень ответственная. Когда электромонтер работает с высоковольтными линиями в лесу или поле, он не может определить, отключена ли линия. В этом случае диспетчеру необходимо быть предельно внимательным. Как подчеркнул Александр Русанов, диспетчер почти всегда находится в напряженном состоянии: «Конечно, самая опасная работа у того электромонтера, который занимается переключениями. А диспетчер в это время за него переживает, постоянно выходит на связь с электромонтером, контролирует ситуацию».

Блиц-интервью

Алексей Тебряев, диспетчер филиала ОАО «Ленэнерго» «Новоладожские электрические сети». В должности диспетчера работает 5 лет, до этого был электромонтером ОВБ и электромонтером подстанции. Общий стаж в ОАО «Ленэнерго» - 12 лет. 

ЭП: Мечтают ли электромонтеры стать диспетчером?

АТ: Все зависит от конкретного человека. Темп работы диспетчера очень быстро меняется. Когда у всех есть свет, все спокойно. Но как только случается технологическое нарушение, потребители все телефоны нам обрывают. Но нельзя не признать, что должность диспетчера – это развитие и продвижение в карьере. Мы постоянно проходим обучение, ездим в Петербург на повышение квалификации.

ЭП: Какому человеку Вы бы советовали идти в эту профессию?

АТ: Грамотному, спокойному и уравновешенному. Здесь другим делать нечего, диспетчерская служба не для вспыльчивых людей. Кроме того, нужно обладать системным мышлением, четко видеть всю схему, понимать все последствия своих действий и, что немаловажно, не бояться принимать решения. В данную профессию лучше всего идти тем, кто отработал какое-то время на сетевом участке, обслуживал линии, был на подстанциях, знает все оборудование.

ЭП: Что Вы будете делать, если свет отключится в диспетчерской?

АТ: У телефонов и схемы есть источник резервного питания. Они все равно еще какое-то время будут работать. А если нам не удастся запитать подстанцию, то включится аварийный дизель-генератор.

Мнения

Юрий Ковальчук, главный инженер филиала ОАО «Ленэнерго» «Новоладожские электрические сети»: «Диспетчерская служба – одна из самых ответственных служб, которые у нас есть, и поэтому туда приходят люди ответственные, исполнительные, грамотные. Обычно в диспетчеры берут тех, кто уже поработал оперативником. Из ОВБ выбираем наиболее сильных, способных ребят и обучаем их. Наша диспетчерская служба оснащена передовым щитом, куда сводится вся информация о состоянии оборудования и повреждениях. Диспетчеры отслеживают отклонения от нормальных режимов, ликвидируют их, планово выводят оборудование в ремонт, допускают ремонтные бригады до работ. Все это нацелено на бесперебойное электроснабжение потребителей, которые могут обратиться по поводу отключений непосредственно к диспетчерам или в центры в поселениях. Нам эти звонки нужны, благодаря им мы понимаем, в какой деревне и что погасло».

Александр Иванов, начальник Производственно-технического департамента: «Диспетчер – это человек, который всегда на посту. Он как МЧС, пожарная команда или пограничник, несет вахту в любую погоду, в любое время, днем и ночью, осуществляет оперативное управление электрическими сетями и режимами, а также принимает первоочередные меры для поддержания надежного электроснабжения потребителей и устранения повреждений в электрических сетях. Сегодня в основном все приборы работают на электрической энергии. В жилом доме может не быть воды, газа – люди спокойно переносят их отсутствие, в деревнях, поселках всю жизнь набирают воду из колодцев, топят печи, но, если нет света, то жизнь замирает и населенные пункты кажутся мертвыми и неуютными. Поэтому работа диспетчера очень важна – он один из тех людей, который возвращает свет в дома».

Игорь Кузьмин, заместитель главного инженера по оперативно-технологическому управлению – руководитель Центра управления сетями (ЦУС): «Диспетчеры филиала и района управляют режимом работы оборудования  своей сети, руководят оперативными дежурными при производстве переключений в сети. От их профессиональных действий зависит надежность электроснабжения потребителей, сокращение времени ликвидации аварий, эффективность и безопасность работы подчиненного оперативного персонала – оперативно-выездных бригад, дежурных подстанций. В эту профессию должны идти стрессоустойчивые и ответственные  люди, которые стремятся  развивать свои профессиональные знания и навыки. Диспетчеру всегда приходится быть собранным, знать инструкции, проходить противоаварийные тренировки, заниматься самообразованием, чтобы в аварийной ситуации уверенно, без паники и суеты оптимально руководить ликвидацией аварии. Нужно контролировать правильность действий оперативного персонала, вовремя принимать верные решения, которые бы помогли восстановить качественное электроснабжение  с минимальными временными затратами».

       

Единый телефонный номер ПАО «Ленэнерго» 8-800-700-14-71
Нет 18 лет Есть 18 лет